205 лет храму

ДВЕСТИПЯТЬ

В этом году исполняется 205 лет храму в селе Дорофеево, основной престол/алтарь которого в честь Успения Пресвятой Богородицы — память 28 августа (два других престола — Петра и Павла — 12 июля; Космы и Дамиана — 14 июля), с чем и хочется поздравить всех, кому не безразличен наш храм, а так же поговорить об этом.

Вот что пишет наш местный, Дорофеевский краевед, Калмыков В.В. о начале строительства и села и храма: «…на территории современного села Дорофеева был монастырь. А основал его некто Дорофей. Кто он, откуда, мы не знаем… Монастырь вошел в историю как Успенская — Дорофеевская мужская пустынь. В 1613 году в монастыре появляется строитель Савватий. И уже в 1618 году на территории монастыря появляются две деревянные церкви во имя Успения Богородицы и Космы и Дамиана. В 1656 году пустынь была приписана к Саввину– Сторожевскому монастырю» («Я родом из Дорофеево» Калмыков В.В. электронная версия книги, 3 стр. скачать вКонтакте https://vk.com/doc-10422648_437943976?dl=df888dc836d9405f8b ). Там же Калмыков выдвигает предположительные версии строительства монастыря: «В ХVII веке от властного патриарха Никона, насаждавшего силой новую веру, бежали приверженцы старой веры, и здесь в глухих лесах возникали скиты, молельни, обители… люди скрывались от гонения властей, поиска лучшей доли, набегов внешних врагов. И места лучше, чем тайга Заволжских лесов найти было не возможно» и т.п. Всё может быть, особенно если не учитывать знание смысла жизни, возвещаемого христианством (об этом ниже) для исполнения которого люди и бежали всегда в пустыни, леса, затворничество / анахоретство / монастыри и пр. Однако, любая версия для нас важна как возможная, предшествующая нашему появлению в этом мире, в том или ином месте. Поэтому достойна хоть какого-то внимания. Посему читаем далее у Калмыкова: «Со слов стариков, монастырь несколько раз горел, поскольку, был построен из дерева. Такая судьба была у многих деревянных построек.  Жизнь продолжалась, отстраивались снова, менялись поколения. От старого монастыря до наших дней (примерно до 40-х годов прошлого века), дожил лишь старый дубовый колодец. Вероятно, используемый и в противопожарных целях также.   Одна из деревянных церквей монастыря, — сгорела. Решить проблему деревянных построек можно только путем замены их на каменные. И на территории монастыря в 1812 году была построена церковь Успении Пресвятой Богородицы… Строительство было начато в середине 18– го века, и в канун победы русских над французами в Отечественной войне завершилось строительство. Церковь была построена на пожертвования прихожан. И можно предположить, что местные жители далеко не бедствовали. Первоначально церковь имела несколько иной вид. К ней была пристроена колокольня. Но, перед войной колокольню сломали, хотели из кирпича построить овощехранилище и печки. Но в старину так хорошо, на совесть делали кладку, замешанную на яичных желтках, что разъединить кирпичи не смогли один от другого, и весь кирпич отправили на свалку… Вокруг церкви была каменная ограда с воротами из кованного железа. На территории церкви было кладбище…Остатки деревянных построек, обветшали, были разобраны. И село стало приобретать обычный вид. Во круг церкви разрослись дома, было начато строительство первых дорог из камней и булыжников принесенных с полей и  ближайших окрестностей — так называемая «каменка»

Другой местный, Сокольский краевед, Алексей Леднёв доводит до нас интереснейшее предание об основателе монастыря и села, Иларионе, хотя и пишет его имя не по церковному с двумя «л» — Илларион, подвизавшемся в этих местах, хотя и оговаривается, предупреждает, что скорее всего это сказка: «…не молодой уже инок. Откуда пришёл он в эти места, откуда родом и как наречен был при рождении нам узнать уже не доведётся… в монашестве звали его Илларионом. На берегу тихой речки он выкопал себе землянку и стал жить в ней, утешаясь молитвой. Место это было не спокойное. У брода через реку атаман (имя неизвестно) с шайкой разбойников грабил торговых людей. Уж больно место было удобным. Бывало, только телега в воду войдёт, кони напрягутся, чтоб вытянуть повозку, тут со всех сторон тати и навалятся. Ездовых побьют, коней распрягут, и товар поделят. Торговцы, кто убегать успевал, а кто битый и босой от брода уходил. По–разному случалось. Не обходил порой и без крови (наверно «не без крови» – Н.К.). Только стал тот инок приходить к броду, когда через него обоз проходить должен. И как узнавал он о том, не ведомо. Подбирал полы под поясок, подходил к первой повозке, брал коня под узцдцы и переводил через речку. И никто из татей в тот момент с места двинуться не мог, как–будто кто руки–ноги посвязывал. Чудо да и только — глаза видят, а конечности не повинуются. Кричи не кричи, ничто не помогало. Когда обоз уезжал, и ноги и руки слушаться начинали. Такое соседство, знамо дело, не нравилось главарю шайки. Только все попытки запугать и прогнать инока были безуспешны. Он был не из робкого десятка, да и силой обладал недюжинной, но никогда не применял её попусту или для причинения вреда людям. Помимо силы физической он обладал ещ силой духовной. А говорил так, словно рядом гром небесный перекатывался, от чего у самых отъявленных душегубов кровь стыла. Говорил он спокойно, а гром раскатывался. Многие из разбойников после встречи и разговора с иноком прекращали свой промысел и, поселившись рядом с ним, предавались молитве. Так и покинул эти места атаман с остатками свое шайки.

Слух о монахе разнёсся далеко по округе. На вопрос, где искать его, знающие люди отвечали: ищите на реке, где повороты круты. Издалече приходили люди за советом. Кто обратно уходил, а кто оставался. Когда иноков стало двенадцать (по числу апостолов), они построили обитель в пустынном месте на берегу реки».

Было это или не было? Так было или иначе? Кому сейчас это ведомо. Только в конце 16 века на берегу реки Мочи была построена Успенья Пресвятой Богородицы пустынь. Немного позже рядом с монастырём образовалась деревня с названием Крутые (в последствии переименованная в Дорофево — Н.К.)». Леднёв А. На Сокольских горах. — Н. Новгород: Бикар, 2015. — стрр. 112–113.

Далее Леднёв объясняет почему «ДОРОФЕЕВО», мол, это не имя и не фамилия основателя, но из–за строгого монастырского устава, общежительных монастырей: «Все Дорофеевы монастыри относилиськ самому строгому укладу по своему содержанию» (там же, стр. 114). Но и делает дополнение: «Возможно также, его название связано с тем, что именины Иллариона и Дорофея празднуются с разницей в один день: Иллариона — 5 июля, а Дорофея — 6 июля» (там же).

Так для чего же люди строили храмы вообще и Дорофеевский в частности? Ведь если не знать этого, то никакой храм в принципе не представляет интереса, кроме архитектурного. Но о подобных интересах Иисус сказал: «не останется здесь камня на камне; всё будет разрушено» (Матф.24:2, Мар.13:2, Лук.19:44, Лук.21:6). Так что христианина храм как история и архитектура в принципе интересовать не должно. Для последователей Иисуса это всего лишь место–здание, где можно собраться Семье=Дому Бога (греч. Церковь=Кириакон) ради молитвенного общения, стяжания Духа Святого. То есть ради того самого смысла жизни, указанного пророками и Христом: быть святыми, как Отец наш свят — быть совершенными (Лев.11:44-45, Лев.19:2, Лев.20:7, Лев.20:26, Матф.5:48). Если не ставить при хождении в храм данной заповеданной цели, то никакого смысла не остаётся и храмы должно закрывать, разрушать и использовать под хозяйственные нужды. Что и было успешно сделано с данным храмом. Видимо забыли люди, зачем им нужен храм, причащение, молитвенные собрания, вот и закрыли его в 1938 году.

Вспомнили они об этом смысле, когда в 1992 храм снова открыли? Многие тогда начали креститься сами и крестить своих детей. А для чего? Для того ли что было заповедано или их что–то другое мотивировало (чудеса, здоровье, финансы, земное благополучие и прочие мелочи)? Если почитание икон, мощей, святых и т.д. не второстепенно относительно главной цели — святости, то это ничем не отличается от идолопоклонничества, кумиротворчества, суеверий, религиозных предрассудков. И тогда никакого христианства, православия там нет.

Но что значит быть святым, совершенным? И как стать таковым, чем поможет в этом храм (скорее уж Церковь, как собрание верующих, а не храм) и поможет ли? Быть святым/совершенным значит уподобиться Богу, Отцу нашему, Который «повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?» (Матф.5:45-47). Впрочем, родство Бога с людьми только тогда и начинается или восстанаавливается, когда мы мыслим, говорим и поступаем как дети Света, а не тьмы, как победители греха в себе. А вот и метод, данный Иисусом: «если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Матф.19:21).

Храм, как здание, сам по себе не был никогда важен для христиан, важна только Церковь, как семья детей Божьих, где мы переплавляемся, преобразуемся из раздробленных ущербных одиночек в святое совершенное целое, где «никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее» (Деян.4:32); которым сказано «не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» (Матф.10:28, Лук.12:4) и «Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?» (Матф.6:26) и много чего ещё. Но знаем ли мы об этом?

Получалось это у наших предков или нет, хорошо ли получалось или не очень, нам не ведомо, но если они были христианами, то не могли не стремиться к этому. Если же не стремились, то христианами не были.

Для нас важно не то кем были они, а то кем являемся и будем мы; хотим ли мы быть святыми и сможем ли мы этому научиться без церкви и храма (места для молитвенных и размышляющих собраний), где только мы и можем узнать об этой цели жизни в словах молитв, Святого Писания, в практикуме борьбы со страстями постами, воздержанием, хранением уст, ума и сердца, служения ближнему и т.д. И стоит ли вне всего этого вообще вспоминать, кем и как давно был построен храм, ведь это всего лишь пустая форма, наполнить живым содержанием которую могут лишь те, кто будет жить так как заповедано, то есть свято. Мы ли это с вами или не мы, вам/нам решать.

То, что нынешний храм строился со всякими тяготами и отсрочками не менее 40 лет и открытие приурочили к победе над Наполеоном в 1812 году в связи со сказанным мной тем паче маловажно, хотя Леднёв подробно об этом пишет. Тем более маловажно где именно был монастырь, чему особенно придаёт значение Калмыков. Их мнения тоже можно учитывать, но мне, как священнику Бога Живого, важней донести до вас смысл нужности какого–либо места для нашего с вами просвещения и освящения, а не внешние даты и события, связанные с этим. Лучше в старой избе или под открытым небом собраться и получить Духа Святого чем восстанавливать руины, чтобы ничего там не получить, исполняя при этом какие–то обряды, мало кому понятные по своей сюжетной и смысловой сути.

Двестипять лет храму мы будем праздновать в день Успения так, как это только и можно праздновать — Утреней и Божественной Литургией Иоанна Златоустого, на которой по обыкновению еженедельному все верные Богу будут причащаться Тела и Крови Иисусовых под видом хлеба и вина, через которые и подаётся Дух Святой–Мирен. Только после этого можно устраивать и ходить на концерты в клубе, приуроченные к этой дате, иначе всё суета сует и томление духа. И это не просто вера, но реальное исполнение обещанного Богом людям, прилагающим усилия в поисках Царства безгрешного Небесного. Это истина.

С уважением ко всем во Христе Иисусе, Господе и Учителе нашем, иерей Николай Кокурин, настоятель прихода в Дорофеево.

П.С.: Сайт храма, где можно прочитать данную статью без газетных регламентных сокращений (если они будут произведены, хотя я предлагаю напечатать её циклом, в разных номерах газеты частями) — //dorofeevo.cerkov.ru/ а также на прозе.ру http://www.proza.ru/2017/05/26/2185

26.05–14.06.2017

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *